Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Начальник Управления проектной деятельности Роструда о реформе контрольно-надзорной деятельности

27.10.2017

Журнал "Кадровое дело": Роструд разработал автоматизированную систему управления контрольно-надзорной деятельностью, которая включает в себя проверочные листы для плановых проверок, 50 из них уже опубликовали. Что представляет собой эта автоматизированная система, для каких она пользователей? Речь идет о некой нормативно-правовой базе с личным кабинетом, с помощью которой работодатели и проверяющие смогут бесконтактно взаимодействовать?

Начальник Управления проектной деятельности  Олег Украинский: В рамках реализации мероприятий Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 – 2020 годы), Федеральная служба по труду и занятости внедряет «Автоматизированную систему управления контрольно-надзорной деятельностью». Основные подходы к ее разработке были одобрены Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Это принципиально новая информационная система, которая независимо от инспектора инициирует процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживает сроки их реализации и блокирует возможность неправомерных действий, способствует защите трудовых прав граждан, повышению прозрачности и снижению нагрузки на работодателя. АСУ КНД представляет собой централизованный комплекс взаимодействующих между собой подсистем и модулей. Взаимодействие с системой конечных пользователей обеспечивается на основе облачной технологии.

Внедрение и распространение среди надзорных ведомств такого рода системы полностью соответствует основным направлениям реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране, позволит повысить эффективность и прозрачность работы надзорных органов, снизить коррупционный риск.

В 2018 году проверочные листы будут интегрированы в подсистему управления процессами АСУ КНД, что позволит полностью завершить автоматизацию всей деятельности инспектора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1080 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с изменениями с 1 января 2018 года будут использоваться проверочные листы.

В настоящее время Рострудом разработаны и размещены на сайте Роструда 107 проверочных листов. Всего будет разработано 154 «чек-листа» по тем вопросам, которые непосредственно влияют на права работников (трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др). Особое внимание уделено требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным и тяжелым.

Журнал "Кадровое дело": Как изменятся плановые и внеплановые проверки с учетом нововведений? Станут ли они впоследствии только автоматизированные, и в каких случаях проверяющий будет лично приходить в организацию с проверкой?

Олег Украинский: В соответствии с пунктом 11.1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ Положением о надзоре может быть установлена обязанность инспектора при проведении плановой проверки применять проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1080 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с указанными изменениями с 1 января 2018 года при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, в обязательном порядке применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны будут применяться при проведении всех плановых проверок.

То есть проверочные листы пока будут применять только при проведении плановых проверок, при проведении внеплановых проверок проверочные листы применяться не будут.

Журнал "Кадровое дело":  Инспектор труда обязан проводить проверку только по тем вопросам, которые есть в проверочных листах. Но как поступят в том случае, если обнаружат нарушения тех требований, которые не входят в чек-лист?

Олег Украинский: Если это плановая проверка, то инспектор обязан ограничивать предмет проверки требованиями, содержащимися в проверочных листах (с учетом сроков, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1080).

При подготовке проверочных листов Рострудом проводился анализ требований трудового законодательства, в результате в проверочные листы вошли все обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Журнал "Кадровое дело":  Позволит ли чек-лист определить уровень риска организации при реальной проверке, например, если организация проходит проверку впервые? Как это будет работать?

Олег Украинский: Действующим законодательством не предусмотрено определение категории риска при помощи проверочного листа.

Категория риска нарушения трудового законодательства при осуществлении деятельности работодателя определяется в соответствии с критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска, являющимися приложением к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При определении деятельности работодателя к категории риска учитывается вид экономической деятельности, численность работников, травматизм за три предшествующих года и наличие задолженности по заработной плате за предыдущий год, а также наличие вступивших в законную силу решений о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Журнал "Кадровое дело":  Кадровиков заинтересовало то, что для участия в апробации системы самоконтроля, теперь надо будет назначить ответственное лицо за соблюдение чек-листа в компании, если в ней более 250 человек. Так или это? И будет ли он нести личную ответственность за выявленные нарушения по чек-листу?

Олег Украинский: Апробация системы самоконтроля в настоящее время проводится в пилотном режиме.

В настоящее время законом пока не предусмотрено применение результатов внутреннего контроля при осуществлении государственного надзора в сфере труда, но Минтрудом России подготовлен законопроект, предусматривающий в том числе введение в Трудовой кодекс Российской Федерации процедуры внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения трудового законодательства.

В соответствии с предстоящими изменениями предполагается, что внутренний контроль (самоконтроль) – это будет добровольная оценка работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства посредством организационных мер, процедур, инструментов.

Работодатели, применяющие внутренний контроль (самоконтроль), будут информировать Роструд о результатах проведенной оценки соответствия.

Результаты внутреннего контроля (самоконтроля) будут использоваться Рострудом при отнесении работодателей к определенной категории риска.

После внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Минтрудом России совместно с Рострудом будут подготовлены соответствующие изменения в положение о надзоре за законодательством в сфере труда, предусматривающие учет результатов внутреннего контроля (самоконтроля) для определения категории риска деятельности работодателей. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.




Возврат к списку