Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Заместитель руководителя Роструда о целях, реализуемых порталом "Работа в России"

23.03.2017
Портал «Работа в России» существует полтора года. Число вакансий на нем превышает 1 200 000. Он заметно отличается от других сайтов по трудоустройству: много вакансий для людей рабочих профессий, для инвалидов, для тех, кому нужна частичная занятость. Есть возможность не только найти работу в другом регионе, но и подготовить переезд, поискать жилье в новом месте жительства.

О том, для чего и как был создан этот портал, заместителю главного редактора PC Week Ольге Мельник рассказывает Денис Васильев, заместитель руководителя Роструда.


PC Week: Какие показатели или результаты Роструд будет считать успехом этого проекта?

Денис Васильев: Портал «Работа в России» является элементом системы государственной службы занятости населения, его создание предусмотрено законом «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с этим основной целью создания и работы портала является содействие занятости населения, трудоустройство граждан, ищущих через него работу.

При этом нам, как и большинству наших коллег, очень трудно отслеживать фактическое трудоустройство соискателей или закрытие вакансий работодателями через портал. Пользователей нельзя заставить четко фиксировать факт трудоустройства при посредничестве портала. Помимо всего прочего здесь еще сказывается особенность нашего ресурса: мы не скрываем контакты работодателей даже от неавторизованных соискателей. То есть пользователь может найти вакансию, созвониться с работодателем и устроиться на работу, не оставив никакого следа на портале.

В связи с этим, чтобы оценивать успешность проекта, мы применяем две группы показателей: первая включает показатели, отражающие посещаемость и узнаваемость портала, вторая — характеризующие качество базы вакансий. Мы исходим из гипотезы, что чем больше людей зайдет на портал с как можно лучшим качеством вакансий, тем большая их доля найдёт через него работу. По числу посетителей на 2017 г. мы ставим себе задачу достичь 300 тыс. пользователей в день.

PC Week: Что уже можно сказать об интенсивности использования портала? Как планируется раскручивать проект в сети, привлекать больше людей?

Денис Васильев: К концу 2016 г. в среднем за день на портал заходило около 200 тыс. пользователей. Для нас это хороший показатель. Важно, что лета 2015-го, когда портал был запущен, мы фиксируем постоянный рост числа посетителей. Так как наш портал является государственной информационной системой, мы не можем тратить средства на его рекламу и продвижение. Поэтому для стимулирования его посещаемости используем комплекс мер, доступных органу государственной власти. Например, по договоренности с Минэкономразвития России буклеты о портале «Работа в России» распространяются в многофункциональных центрах предоставления услуг по всей стране. Мы также задействуем с этой целью сеть центров занятости населения. Кроме того, баннеры нашего портала размещены на сайтах всех региональных органов государственной власти.

К нам стали обращаться интернет-ресурсы по трудоустройству по поводу размещения вакансий с портала «Работа в России» (более десяти таких обращений поступило за последние несколько месяцев). Наши вакансии мы ежедневно размещаем на портале «Открытые данные Российской Федерации», и они используются для создания новых сервисов для граждан по трудоустройству. Для нас не так важно, где именно пользователь найдет работу, принципиален сам факт его трудоустройства. В конкурсе «Проект года — 2016» наш портал победил в номинации «Лучший социально-значимый проект».

PC Week: К работе с порталом уже привлечены очень серьезные организации с большими потребностями в персонале. Как вы ищете работодателей и как проверяете их?

Денис Васильев: Мы активно задействуем партнерские объединения работодателей, включая РСПП, ТПП, «Опору России», которые дают информацию о возможностях портала «Работа в России». Портал является и полезным инструментом для малого и среднего бизнеса, так как зачастую у небольших предприятий нет средств для подбора персонала через агентства или платные интернет-ресурсы. Мы максимально популяризируем портал: рассказываем о его возможностях на общественных советах, различных мероприятиях для работодателей.

Информация, размещаемая работодателями на портале напрямую, проходит обязательную проверку. Модерация выполняется уполномоченными сотрудниками центров занятости населения и имеет целью не допустить размещение на портале некачественной информации. В первую очередь речь идет о защите соискателей от недобросовестных работодателей. Модерация включает комплексную проверку размещаемого текста, контрольные звонки работодателям, а также проверку данных о них. Созданы автоматизированные проверки на так называемые «подозрительные» вакансии там, где существует вероятность обмана граждан.

Чтобы упростить работу сотрудников центров занятости, для проверки данных о работодателе мы применяем сервисы Налоговой службы через систему межведомственного электронного взаимодействия, которые позволяют получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В результате в личном кабинете модератора автоматически выверяются ОГРН, ИНН, название работодателя.

PC Week: Как ваш портал интегрирован с другими кадровыми системами?

Денис Васильев: У нас много партнеров, в том числе Газпром, «Яндекс», РЖД, Почта России, hh.ru, Ростех, job.ru. Интеграция двусторонняя. Мы передаем вакансии в «Яндекс» и другие агрегаторы вакансий (их уже более десяти) и получаем вакансии из кадровых информационных систем работодателей.

Вакансии мы публикуем в формате открытых данных. В ближайшее время будет запущен API для возможности использования этих данных, в ближайший месяц планируем также публиковать резюме в формате открытых данных. Поэтому мы уверены, что число ресурсов и сервисов с вакансиями и резюме с портала «Работа в России» будет расти.

PC Week: В проекте были использованы Cassandra, ElasticSearch, PostgreSQL, Redis Debian, Tomcat, NGiNX, VipNet. Почти сплошной открытый код. Почему? На какую экспертизу — внутреннюю или внешнюю — вы опирались при выборе этих продуктов? Не страшно ли было брать их как в смысле поддержки, так и в смысле нагрузок?

Денис Васильев: Если говорить о разработках для государственных органов, то открытый код — это уже сложившаяся практика разработки информационных систем. Открытый код, на наш взгляд, не повышает, а снижает степень рисков при поддержке и развитии информационных систем. Компании, выпускающие программные продукты, могут прекратить поддержку того или иного ПО по ряду причин (реорганизация, финансовые причины и т. д.). Открытый код нивелирует такие риски. Также стоимость лицензий платного ПО может, например, резко возрасти, а государственные органы все делают в рамках бюджетного планирования, причем на три года. При использовании проприетарного ПО это неконтролируемый риск.

Не стоит забывать и о том, что правительство РФ распоряжением № 2299-р от 17 декабря 2010 г. утвердило План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения. С 1 января 2012 г. действует ГОСТ Р 54593–2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения». Мы работаем, опираясь на эти документы, все приложения, которые мы используем, в этом стандарте проанализированы.

При выборе продуктов сочеталась внутренняя и внешняя экспертиза, был проведен глубокий анализ ПО по установленным критериям. При разработке архитектуры системы в первую очередь учитывались требования к представлению государственных ресурсов в Интернете, также очень важно было учесть возможность портала поддерживать 100%-ную работоспособность при высоких нагрузках и дальнейшее увеличение объема данных.

Изначально были заложены ожидаемые показатели нагрузки: среднее число пользователей, одновременно находящихся на портале, — 11 000; активных пользователей, одновременно находящихся на портале, — в среднем 7 500. А также показатели производительности с учетом ожидаемой нагрузки: среднее время загрузки страниц (кроме результатов поиска) — 0,8 секунды, среднее время загрузки результатов поиска — 1 секунда. По результатам нагрузочного тестирования разработанное решение значительно превышает ожидаемые показатели, а заложенные архитектурные решения позволяют масштабировать систему практически неограниченно.

Что касается выбранных технологий, то они прекрасно себя зарекомендовали и широко используются ведущими компаниями во всем мире. На стадии проектирования системы компанией-разработчиком был создан прототип решения, на котором проводились нагрузочное тестирование и внутренняя экспертиза. Был выбран набор технологий, и как показали несколько лет успешной бесперебойной эксплуатации, выбор был правильным.

PC Week: Как шла разработка — сроки, команда, ход проекта, дальнейшее развитие и поддержка?

Денис Васильев: Проект реализуется с конца 2014 г. Федеральная служба по труду и занятости выступает в качестве государственного заказчика и привлекает исполнителей в соответствии с законодательством о контрактной системе. Государственные контракты заключаются на один год, соответственно календарно реализация проекта разделена по годам.

С точки зрения наполнения этапов можно сказать, что первый этап (конец 2014 — лето 2015 гг.) включал в себя работы по созданию «каркаса» будущей информационной системы. В ходе этих работ были определены требования к ключевым сервисам и функциональным возможностям — поисковые элементы, структура портала, поля резюме и вакансии и т. д.

На этом этапе в создании портала активно участвовала экспертная рабочая группа, состоящая из экспертов рынка труда, представителей работодателей, кадровых агентств, органов власти и исследовательских организаций. Все ключевые постановки задач по разработке портала обсуждались членами группы.

Тестовая версия портала завершена в феврале 2015 г., и с этого момента было принято решение о его тестировании реальными пользователями. Ссылка на тестовый стенд была размещена на информационных ресурсах Роструда. Службы занятости, представители кадровых агентств приняли участие в тестировании и дали свои замечания и предложения. В июне 2015 г. портал был запущен в промышленную эксплуатацию.

С этого момента и до конца 2015 г. шла работа по совершенствованию сервисных функций портала. Основные ресурсы разработчика мы сосредоточили на создании сервисов, характерных для аналогичных ресурсов, чтобы сделать портал конкурентоспособным и привлекательным.

Важно подчеркнуть, что с момента запуска портала мы обладали одной из крупнейших баз вакансий, так как основным источником этой информации для нас является информация региональных органов службы занятости населения, передаваемая нам регулярно.

В 2016 г. работы в основном были направлены на создание аналитической части портала. То есть, имея достаточную базу вакансий и определенное количество пользователей, мы стали использовать эти данные для решения дополнительных задач в сфере занятости населения. Например, на портале были реализованы функциональные возможности по подбору вакансий, участвующих в государственной программе стимулирования мобильности трудовых ресурсов, а также функционал по поиску вакансий для инвалидов.

PC Week: Что будет дальше? Каким вы планируете развитие портала?

Денис Васильев: Дальнейшее его развитие связано с работой по трем основным направлениям.

Во-первых — доработка функционала для нужд пользователей. Речь идет о повышении удобства портала для соискателей и работодателей. Смысл этой работы в том, чтобы сделать его конкурентоспособным, не отстать от коммерческих аналогов. Если портал будет элементарно неудобен и несовременен с точки зрения базового функционала, мы не сможем решать с его помощью задачи в сфере занятости населения. Как пример здесь можно рассмотреть возможность заполнения вакансии на основании данных из соответствующего профстандарта в формате тегов, которую мы запустим в ближайшее время.

Во-вторых, мы развиваем функционал, обеспечивающий внедрение портала в каждодневную работу органов службы занятости населения. То есть для пользователей портал — просто место поиска работы или работников, для нас же он еще и аналитический инструмент. Например, с помощью портала мы планируем содействовать трудоустройству инвалидов, в том числе осуществляя мониторинг создания квотируемых рабочих мест.

И наконец, третье направление связано с продвижением портала. Для этого мы используем как организационные, так и технологические меры. Так, в конце прошлого года мы провели SEO-оптимизацию портала, которая позволила существенно повысить его посещаемость.

PC Week: Спасибо за беседу.


Оригинал статьи.



Возврат к списку