Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Главная / Федеральная служба по труду и занятости / Открытая инспекция труда / Информация об оценке представителями референтных групп качества и эффективности осуществления Рострудом своей деятельности / Информация об оценке представителями референтных групп качества и эффективности осуществления Рострудом своей деятельности, 2015 год
Печать

Информация об оценке представителями референтных групп качества и эффективности осуществления Рострудом своей деятельности, 2015 год


Информация об оценке представителями референтных групп качества и эффективности осуществления Рострудом своей деятельности

Проведенная общественная оценка основывается на опросе работников, обращавшихся в государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации в 2015 году. Наряду с этим проведено социологическое исследование мнений работодателей, у которых в 2015 году была проведена проверка. Также были опрошены представители СМИ, представители объединений работников и работодателей, члены экспертного сообщества, кто непосредственно взаимодействует с региональными инспекциями Роструда. Для целей данного социологического исследования были отобраны 17 субъектов Российской Федерации.
Сбор информации о мнениях респондентов проводился методом телефонного интервью. Работники отбирались случайным образом из базы данных заявителей, содержащей контактные данные работников, обратившихся в трудовые инспекции в 2015 году. В этом опросе также приняли участие пользователи Интернет-портала Онлайнинспекция.рф.
В рамках опроса работодателей, респонденты отбирались случайным образом из включенных в план проверок или базы данных работодателей, у кого уже была проведена проверка.
СМИ, представители объединений и эксперты выбирались из тех, кто непосредственно взаимодействует с региональными инспекциями (информация была предоставлена непосредственно инспекциями труда в регионах).
Вопросы исследования относились к следующим группам:
  • Доверие к федеральному и региональному уровням власти в области регулирования трудовых отношений
  • Общее мнение работников и работодателей о работе инспекции по результатам взаимодействия (обращения граждан и проверки работодателей) в 2015 году
  • Удовлетворенность работников результатом обращения в 2015 году и в сравнении с 2014 годом
  • Оценка гражданами сроков рассмотрения обращений: соблюдение установленных сроков рассмотрения обращений
  • Оценка работы инспектора
  • Открытость официальной информации Роструда и ГИТ в субъектах РФ
С целью оценки восприятия гражданами последствий передачи контрольно-надзорных полномочий с федерального на региональный уровень работникам и работодателям в ходе опроса был задан вопрос «При подчинении кому – федеральному центру или региону – инспекция сможет лучше обеспечить защиту трудовых прав работников/ обеспечить проведение проверок открыто, прозрачно и с минимум издержек для работодателей?»
Анализ данных опроса по данному вопросу показал, что только 13% работников и 23% работодателей считают, что инспекции, подчиненные региональной власти будут более эффективными.
Следует отметить, что по сравнению с результатами опроса 2014 года по аналогичному вопросу в 7 из 8 субъектов РФ (по работникам) и в 5 из 9 субъектах РФ (по работодателям) доля респондентов, выбирающих федеральное подчинение, увеличилась.
Полученные оценки (как в целом по России, так и в регионах) могут быть обусловлены такими факторами, как социально-экономическое благополучие региона, доверие к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, опыт взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и проч. С другой стороны, немаловажным фактором поддержки федерального уровня является доверие работников к текущей деятельности Роструда по обеспечению соблюдения и защиты трудовых прав интересов работников.
Далее представлены данные опроса, отражающие отношение респондентов к деятельности инспекции труда в общем за 2015 год. Респондентам был задан следующий вопрос: Если у Вас было свое мнение о работе инспекции, как оно изменилось после обращения/проверки в 2015 году?
В результате анализа данных вопроса было установлено, что у 16% работников и 21% работодателей мнение поменялось в лучшую сторону. В целом по опросу работодателей 61% респондентов высказывают положительное отношение к инспекциям в 2015 году и только 4% - отрицательное.
Основными факторами влияющие на отношение к деятельности инспекций являются результат обращения или проверки, удовлетворенность работой инспектора, а также косвенно открытость (понятность и доступность) информации по вопросам трудовых отношений.
Далее приведено описание результатов анализа факторов, имеющих влияние на формирование мнения о деятельности инспекции труда.
В ходе опроса работникам был задан следующий вопрос: Оцените в целом результат работы трудовой инспекции по вашему обращению
64% работников были полностью или частично удовлетворены работой инспекции, 36% были не удовлетворены. В результате анализа мнений работников было обнаружено, что оценка действий инспектора субъективна и напрямую зависит от результатов обращения.
Мнение работников об инспекции в 2015 году прямо связано с результатом работы инспекции труда по обращениям работников. Таким образом, повышению репутации инспекций со стороны работников будут способствовать меры, направленные на повышение качества взаимодействия инспекций с работниками на всех этапах решения проблемы.
В числе наиболее значимых факторов, которые оказывают влияние на удовлетворенность работников результатами работы инспекции являются качество консультирования (работа инспектора), сроки рассмотрения обращений, условия личного приема, качество работы информационных сервисов.
В ходе анализа выявлено, среди граждан, кто использовал электронный способ обращения, выше доля удовлетворенных (на 7,67% - в отношении тех работников, кто получил положительный результат по обращению) работой инспекции по обращению по сравнению с теми гражданами, кто обращался лично. Данный вывод также справедлив и для удовлетворенности открытостью информации.
В сравнении с 2014 годом (при обеспечении сопоставимости показателей) в 7 из 9 субъектов РФ доля работников, полностью удовлетворенных результатом обращения, увеличилась.
В ходе исследования анализировалось влияние сроков ожидания результата на удовлетворенность работой инспекции. Было определенно, что срок ожидания результата влияет на удовлетворенность работой инспекции, хотя и не так сильно, как полученный результат: в целом по выборке доля работников, удовлетворенных работой инспекцией по обращению, которые получили результат в течение 15 дней, составила 94%.
Далее анализируется блок вопросов, связанных с удовлетворенностью работников и работодателей работой инспектора. Работникам и работодателям был задан следующий вопрос: Согласны ли Вы, что инспектор работал в соответствии с законом?
Были получены следующие результаты: 52% работников и 87,3% работодателей - полностью согласны или скорее согласны, 17% работников и 0,1% работодателей – не согласны, 10% работников и 2,7% работодателей затруднились дать ответ.
В результате анализа мнений работников было выявлено, что оценка законности действий инспектора субъективна и напрямую зависит от результатов обращения. Так, доля работников, считающих, что действия инспектора были законными среди тех, кто получил удовлетворительный результат, составила 60%, а среди тех, кто получил отказ - 7%. У работодателей данный показатель более однороден и не зависит от результата проверок.
Оценка работы инспектора в ходе проверок, т.е. со стороны работодателей, состоит из трех показателей: Мотивация инспектора, приемлемость издержек в ходе работы, обоснованность решения.
Для определения степени мотивации инспектора, был выбран вопрос, в котором работодатели охарактеризовали отношение инспекторов к работе.
85% работодателей выбрали вариант ответа «Инспектор заинтересован не только в выявление нарушений, но и в их предупреждении», который является лучшей характеристикой мотивации инспектора. 11% работодателей выбрали «Инспектор заинтересован только в выявление нарушений, но не в их предупреждении». Еще 4% работодателей согласны с утверждением, что инспектор формально подходит к проверке и не заинтересован ни в выявлении нарушений, ни в их предупреждении.
После анализа ответов работодателей на вопрос, касательно приемлемости издержек, было определенно, что 84% работодателей считают издержки в ходе проверок приемлемыми, 11% не согласны с этим, 5% затруднились ответить.
Следует отметить, что 81% работодателей посчитали, что решения инспектора были полностью обоснованными. 14% работодателей считают, что решения были в чем-то обоснованными, в чем-то нет. 2% работодателей посчитали, что в целом решения не обоснованы.
Следующий анализ характеризует мнения работников и работодателей об открытости информации.
82% работников и 99% работодателей полностью или частично удовлетворены доступностью и понятностью источников, 18% работников и 1% работодателей не удовлетворены.
При этом из анализа следует, что респонденты, которые лично обращаются в трудовую инспекцию или МФЦ, или узнавали информацию по телефону, менее всего удовлетворены открытостью официальной информации, а граждане, кто использовал электронные официальные источники (Страницы в социальных сетях, сайты Роструда и региональных инспекций, портал Онлайнинспекция.РФ), удовлетворены в большей степени доступностью и понятностью источников, чем работники пользовавшиеся другими источниками.
Удовлетворенность работодателей открытостью информации не значительно дифференцирована по официальным источникам – в пределах 15%. Только лично посетившие инспекцию или МФЦ и пользовавшиеся печатной продукцией были немного меньше удовлетворены открытостью и понятностью официальной информации Роструда (71% и 69% соответственно).
Далее переходим к анализу факторов влияющих на мнение респондентов об открытости Роструда.
Официальный сайт региональной инспекции является самым востребованным источником информации среди опрошенных работников. Оценка удобства его использования вносит существенный вклад в показатель удовлетворенности открытостью и доступностью информации. Так, доля работников, удовлетворенных открытостью среди тех, кто оценил удобство сайта региональной инспекции на 5 баллов, составила 83 %. Среди тех, кто оценил сайт региональной инспекции в целом на 4 балла – 61%, на 3 балла – 28%, на 1-2 балла - 23%. Это позволяет говорить о наличии потенциала улучшения структуры сайтов региональных инспекций, что позволит повысить удовлетворенность открытостью Роструда в целом.
Работодатели также оценили новый сервис самопроверок – «Электронный инспектор». 51% поставили сервису оценку 5, 17% выбрали оценку 4, 8% - 3 балла и 3% - 2 балла. Остальные затруднились ответить. Следует отметить, что данным сервисом, действовавшим в «пилотном» режиме воспользовалось пока 4% от общего числа опрошенных.
Также проведена оценка открытости инспекции по мнению представителей СМИ: 97% представителей отметили, что информация в целом или частично открыта и 3% посчитали, что информация закрыта.

Основные рекомендации по повышению открытости региональных инспекций и качества взаимодействия с референтными группами Роструда
  • Повышение информированности общественности по вопросам трудовых отношений, нарушениях работодателей, деятельности трудовых инспекций по восстановлению нарушенных прав работников (принятие порядков взаимодействия инспекций труда со СМИ в субъектах РФ; формирование и мониторинг реализации коммуникационных стратегий с референтными группами Роструда; мониторинг взаимодействия инспекций по труду с общественными объединениями, СМИ).
  • Создание механизма единовременного федерального информирования о планах и решениях Роструда и по вопросам, связанным с их реализацией (разработка порядка федерального информирования о деятельности Роструда, включая продвижение электронных сервисов взаимодействия с референтными группами; заключение соглашений с объединениями работников и работодателей о проведении совместного информирования работников и работодателей по вопросам трудовых отношений; включение вопросов по работе новых информационных сервисов в программы проведения публичных мероприятий с участием трудовых инспекций; размещение информации о работе новых информационных сервисов в СМИ, социальных сетях; адресное информирование предприятий, например, по электронной почте)
  • Повышение качества каналов информирования о деятельности Роструда (развитие официальных сайтов территориальных органов Роструда; повышение качества телефонного обслуживания; повышение качества консультаций работников и работодателей по вопросам трудовых отношений и обоснованности решений по результатам проверок).
  • Улучшение условий ожидания при личном приеме (внедрение предварительной записи; увеличение числа посадочных мест; популяризация электронного способа подачи обращения).