Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Зарубежный опыт

На сегодняшний день в большинстве стран мира имеется альтернативная гражданская служба (АГС). И разные страны по-разному учитывают мотивы, по которым юноши направляются на АГС. 

Первой страной, утвердившей в своем законодательстве охрану прав отказников, нежелающих служить в армии, стала Австралия. Закон этого государства "Об обороне", принятый в 1903 году, допустил полное освобождение от военной службы лиц, заявивших о том, что они по убеждению не желают носить оружие. 
С 1911 года, когда военная служба в Австралии стала обязательной (до тех пор в армии служили далеко не все юноши), для альтернативщиков было сделано уточнение: от обязательной воинской повинности освобождались лица, "которым исповедуемая ими религия воспрещает носить оружие". Но они должны были привлекаться к невоенной службе. В 1939 году понятие отказа по убеждениям расширилось. Если раньше речь шла о "религиозных убеждениях", то в 1939 году Закон Австралии "Об обороне" упоминает об "убеждениях, носящих как религиозный, так и нерелигиозный характер." Во время Второй мировой войны 2791 призывник заявил, что по своим убеждениям не желает служить в армии. Из них доводы 636 человек были признаны неубедительными, 1076 австралийских юношей были направлены на нестроевую службу в вооруженные силы, 1014 граждан освободили от военной службы полностью. 

Скажем, в Кыргызстане в 1994 году принят Закон об альтернативной службе, который признает только религиозные убеждения и предписывает членам религиозных сообществ, которым запрещено носить оружие, проходить альтернативную службу. Также альтернативную службу обязаны проходить лица, освобожденные от военной службы по причинам семейного характера (имеющим детей или брата, погибшего при прохождении военной службы). Продолжительность альтернативной службы там составляет 36 месяцев, а для студентов высшей школы - 18 месяцев. Альтернативную службу проходят в отраслях, связанных с самыми разнообразными направлениям гражданской деятельности (работа на предприятиях, в больницах, домах престарелых и т.п.). Свыше 20% от зарплаты отказников поступает в бюджет Министерства обороны. В Конституции Киргизии при этом не отражено право гражданина на отказ от военной службы по убеждениям. 

На Украине право на отказ от военной службы также дается только по религиозным убеждениям. Причем религиозные убеждения признаются законными только для тех конфессий, которые имеют официальный законный статус на территории Украины. К ним относятся адвентисты, лютеране, баптисты, свидетели Иеговы и Харизматическая Христианская Церковь. Члены религиозных общин, не имеющих официальной регистрации, не имеют права на альтернативную службу. Что касается Православной церкви, то она, как известно, выступает за то, чтобы православная молодежь служила в армии. При этом на Украине продолжительность альтернативной службы составляет 36 месяцев, в два раза больше, чем военная служба.

В Молдове право на отказ по убеждениям официально легализовано в Законе об альтернативной службе 1991 года, принятым еще во время пребывания Молдавии в составе бывшего СССР. Закон 1991 года признает в качестве основания для статуса сознательного отказника религиозные, пацифистские и политические убеждения. В Молдавии сейчас отказников реально в два-три раза больше, чем призывников. Хотя продолжительность альтернативной службы в два раза и превышает срок военной службы и составляет два года. Альтернативную службу проходят в отраслях народного хозяйства или в строительных организациях. Четвертая часть средств, вырученных за счет труда отказников, отчисляется на специальные счета и затем направляется на нужды различных благотворительных организаций, здравоохранения и детских учреждений. 

Это в СНГ. А, например, во Франции лица, заявившие об отказе от военной службы, отбывают повинность в нестроевых формированиях или гражданском секторе. Как правило, они привлекаются к выполнению тяжелой непрестижной работы (санитары в больницах, госпиталях, психиатрических клиниках). Кроме того, они задействуются для ликвидации последствий стихийных бедствий, добычи угля, песка, щебня, на лесоповале и торфоразработках. Продолжительность трудовой повинности 20 месяцев, что в два раза больше, чем военная служба. 

В Дании альтернативная служба - это просто работа по гражданской специальности. Все доходы от такой работы направляются в военный бюджет. 

В Италии этот вопрос упрощен еще больше. Те, кто не призываются в армию по религиозным и идейным соображениям, платят значительный налог на военные нужды. Срок альтернативной службы в Дании аналогичен сроку военной службы - от 4 до 13 месяцев. Конкретный срок зависит от того, к какому роду войск был приписан призывник. 

В Германии альтернативная служба является формой выполнения воинской обязанности. Она представляет собой обязательную службу на благо обществу и проходит преимущественно в социальной сфере, заключается в обслуживании и уходе за нуждающимися. Срок службы - 13 месяцев. 

В Венгрии соотношение сроков военной и альтернативной службы составляет 9 и 15 месяцев соответственно. Альтернативная служба находится в ведении Министерства труда и может проходить как в государственных, так и в общественных организациях: в здравоохранении, социальной сфере, экологических программах, организациях культуры и правозащитных организациях. Заработная плата выплачивается в основном работодателем, ее размер составляет около 80% минимального оклада. Возможно также прохождение службы без ношения оружия в вооруженных силах в течение 9 месяцев (ежегодно там около 20-30 отказников выбирают именно этот вариант). 

В Испании признаются религиозные, этические, гуманитарные и философские убеждения как причина сознательного отказа от военной службы. Срок альтернативной службы там составляет 13 месяцев - на 4 месяца дольше военной службы. АГС в Испании находится в ведении Министерства юстиции. Может проходить как в государственных учреждениях, так и в негосударственных организациях: в областях гражданской обороны, молодежных служб, социальных служб, здравоохранения, экологии и т.д., при этом превалирует государственный сектор. В военное время отказники проходят службу в гражданской обороне. 

Норвегии право на отказ по убеждениям официально признано с 1922 года. Его законодательной базой в настоящее время является Закон об освобождении от военной службы по убеждениям 1965 года. Согласно нему, в военное время отказники направляются на службу в Силы гражданской обороны. По данным правительства, ежегодно от 100 до 500 отказников уклоняются от прохождения альтернативной гражданской службы. Как правило, эти лица подлежат "принудительному" прохождению альтернативной службы. До 1990 года это означало работу в сельском или лесном хозяйстве в специальном трудовом лагере с охранным режимом. В настоящее время это подразумевает выполнение обязанностей стандартной альтернативной службы. Лица, отказавшиеся от прохождения как военной, так и "принудительной" альтернативной службы, подлежат наказанию в виде лишения свободы сроком 3 месяца.

В Финляндии продолжительность альтернативной службы составляет 13 месяцев, на 5 месяцев дольше военной. Как записано в Конституции, прохождение альтернативной службы продиктовано долгом каждого гражданина участвовать в национальной обороне: "гражданская служба призвана предотвратить противоречие между индивидуальным долгом сознательного отказника и его убеждениями". 

Таким образом, во всех странах, где армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, каждый гражданин так или иначе обязан вносить свой вклад в дело или обороны, или общества. При этом каждая страна, исходя из существующих условий, выбирает по своему усмотрению места прохождения альтернативной службы, а также ее продолжительность.