онлайнинспекция.рф
Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

История становления альтернативной гражданской службы

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762-63гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви - менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.

Введение в России в 1874г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. Поэтому в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах.

Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы.

Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях — рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.

Но по своей сути это была гражданская служба, преследующая сугубо гражданские цели, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, которое структурно не входило в состав Вооруженных Сил Российской Империи.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.

После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919г. был издан Декрет "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям", позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно-полезная работа). Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу "Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям", регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы.

В январе 1925 года принят Закон "Об обязательной военной службе". Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года и только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.



Современный этап становления альтернативной гражданской службы

В 1993 году, в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. 

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2004 года регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Альтернативная гражданская служба только начинает свое институциональное оформление в политическом и социальном пространстве современной России. 

Закон устанавливает следующие основополагающие нормы.

1) Определяет понятие альтернативной гражданской службы, место ее прохождения и статус граждан, ее проходящих:

а) альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву;

б) граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала;

в) статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу – работники, осуществляющие трудовую деятельность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

2) Устанавливает основания для замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, сроки альтернативной гражданской службы, а также определяет категорию граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу:

а) гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами;

б) срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и с 1 января 2008 года составляет 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, с 1 января 2008 года составляет 18 месяцев;

в) на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявлениев военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

3) Устанавливает полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в вопросах организации альтернативной гражданской службы, определяет функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, где будет предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы.

Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба по труду и занятости).

В целом действующая на сегодняшний день конструкция организации альтернативной гражданской службы основывается на нескольких основополагающих принципах:

альтернативная гражданская служба является заменой военной службы по призыву (на альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только граждане годные к военной службе);

экстерриториальный, как правило, принцип направления граждан на альтернативную гражданскую службу (граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу только за пределами субъектов Российской Федерации, где они проживают постоянно), однако по решению Федеральной службы по труду и занятости граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу в организациях, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Это в первую очередь зависит от потребности организаций регионов в трудовых ресурсах и от количества граждан, изъявивших желание проходить альтернативную гражданскую службу;

прохождение альтернативной гражданской службы исключительно на государственных предприятиях и учреждениях (региональной и федеральной собственности);

превышающий, установленный для военной службы, срок прохождения альтернативной гражданской службы.

Концептуальными вопросами организации альтернативной гражданской службы являются организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу и организация контроля за ее прохождением.

Общий алгоритм организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу также установлен Законом и сводится к определению нескольких основных понятий:

граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией на ее заседаниях;

граждане могут быть заняты только на работах и только в организациях, которые содержаться в перечнях видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы (перечни утверждаются Минздавсоцразвития России);

к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану направления, издаваемому специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (план утверждается Федеральной службой по труду и занятости);

трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

Несмотря на столь короткий срок реализации Закона в него внесены изменения, в части более четкого отражения в нем вновь возникших реалий организации альтернативной гражданской службы, а также о сроках альтернативной гражданской службы, которые с 1 января 2008 года сокращены аналогично сроку военной службы по призыву в 2 раза.