онлайнинспекция.рф
Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Главная / Федеральная служба по труду и занятости / Общественная приемная / Мониторинг правоприменительной практики
Печать

Мониторинг правоприменительной практики

Федеральная служба по труду и занятости, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, осуществляет надзорно-контрольную и правоприменительную функции.

Вместе с тем, Федеральная служба по труду и занятости принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, разработка и принятие которых отнесена к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В ходе осуществления мониторинга правоприменения за указанный период были установлены акты Союза ССР и РСФСР, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации и должны, соответственно, быть признаны в установленном порядке недействующими на территории Российской Федерации. Соответствующая информация была направлена в Министерство юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) Роструд и его территориальные органы (государственных инспекций труда) осуществляют государственный контроль за соблюдением обязательных требований Федерального закона № 426-ФЗ. Указанные полномочия осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В 2015 году было выявлено свыше 21 тыс. нарушений установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах (за 2014 год – порядка 23 тыс. нарушений), кроме того в 2015 году выявлено более 21 тыс. нарушений установления гарантий и компенсаций (за аналогичный период прошлого года порядка 19 тыс. нарушений).

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2015 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие:

  • непроведение многими работодателями специальной оценки условий труда;
  • недоведение результатов специальной оценки условий труда до сведения работников;
  • игнорирование результатов специальной оценки условий труда при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

В связи с принятием закона о специальной оценке условий труда и введением нового вида контроля в административном кодексе предусмотрены новые составы правонарушений, которые действуют с 1 января 2015 года.

В частности, статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, предусматривающая ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от семидесяти до ста тысяч рублей. При повторном нарушении суммы штрафов увеличиваются вдвое, а также предусматривается дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет и приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что касается ответственности работодателей, требования к ним связаны с обеспечением безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и соблюдение их прав на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) введен новый состав «Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда». Санкции за нарушение весьма серьезные, в зависимости от тяжести правонарушения штраф от 2 до 200 тысяч рублей, дисквалификация и приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Так за 2015 год организации, проводящие специальную оценку условий труда, привлечены к административной ответственности на общую сумму 12 млн. 44 тыс. руб. (статья 14.54 КоАП РФ), работодатели за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее не проведения привлечены к административной ответственности на общую сумму 271 млн. 776 тыс. руб.

В государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в 2015 году в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ зарегистрировано более 14 тыс. деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (за аналогичный период прошлого года порядка 2,9 тыс. деклараций) в отношении рабочих мест более 268 тыс. работников (за аналогичный период прошлого года порядка 38 тыс. работников),

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 426-ФЗ в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации поступили сведения о проведении специальной оценки условий труда в более чем 133 тысячах организаций, что почти в 8 раз больше, чем за аналогичный период 2014 года (18 тысяч организаций). Общее количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда – более 4 миллионов, что так же в 8 раз больше, чем за аналогичный период 2014 года (505 тысяч рабочих мест).  

Государственная система правовой информации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда Федеральный портал управленческих кадров