Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Обзор исполнения Рострудом государственных функций по надзору и контролю за 1 квартал 2014 года

 

Обзор исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственных функций по надзору и контролю за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и контролю за обеспечением государственных гарантий

в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан за I квартал 2014 года

В течение I квартала 2014 года Рострудом проведены 3 проверки осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, из них:

  • 2 плановых выездных проверки,
  • 1 плановая камеральная (документарная) проверка по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц.

Плановые проверки проводились в соответствии с графиком, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 декабря 2013 года № 275 «О графике надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2014 год».

В I квартале 2014 года плановые надзорно-контрольные проверки проведены во Владимирской, Тверской и Саратовской областях.

Проверками было охвачено 3 органа исполнительной власти, осуществляющих переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в 3 субъектах Российской Федерации и 61 центр занятости населения.

 

В ходе проверок, проведенных I квартале 2014 года, должностными лицами Роструда было запрошено и рассмотрено 50 989 личных дел получателей государственных услуг в сфере занятости населения и выявлено 17 152 факта нарушений установленных норм и требований законодательства в сфере занятости населения (в среднем в каждом субъекте Российской Федерации, охваченном проверкой, факты нарушений выявлены в 43,0% рассмотренных личных дел).

При проведении проверок в I квартале 2014 года на каждый проверенный центр занятости населения приходилось от 5 до 15 видов нарушений.

Следует отметить, что 96,0 % рассмотренных личных дел рассмотрено в ходе проверки по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, которая проводилась без выезда, т.е. с использованием дистанционной формы контроля.


Наибольший удельный вес в общем количестве выявленных нарушений (80,1 %) составили нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Кроме того в структуре нарушений можно выделить нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат в виде стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (15,8 %), материальной помощи (4,0 %), а также нарушения, допущенные при назначении досрочной пенсии по предложению органов службы занятости (0,1 %).

В ходе проверки соблюдения норм Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) выявлены следующие факты нарушений требований:

  • § пункта 1 статьи 28 в части нарушения гарантий социальной поддержки безработных граждан;
  • пункта 2 статьи 3 в части признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице ранее дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих их профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • пункта 3 статьи 24 в части прекращения выплаты пособия по безработице в связи с трудоустройством на общественные работы безработных граждан, не относящихся к категориям лиц, установленных пунктом 3 статьи 4 Закона о занятости, и для которых оплачиваемые общественные работы не считались подходящей работой;
  • пункта 1 статьи 29 в части определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
  • пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33, статьи 34 в части определения размера и сроков выплаты пособия по безработице;
  • статьи 31 в части определения условий и сроков выплаты пособия по безработице;
  • пункта 1 статьи 32, в части принятия решения об увеличении продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
  • пунктов 2, 3, 4 статьи 35 в части принятия решений о прекращении либо приостановке выплаты пособия по безработице при отсутствии оснований для данных решений, а также в части применения оснований для принятия решений не производить выплату пособия по безработице;
  • пункта 2 статьи 16.1 в части соответствия в части соответствия информации, внесенной в Регистр фактическим результатам работы центров занятости населения и содержанию документов, находящихся в личных делах граждан;
  • пункта 2 статьи 32, в соответствии с которыми пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, может назначаться безработным гражданам по предложению органов службы занятости при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и при отсутствии возможности для трудоустройства.

Среди нарушений требований Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Административный регламент), следует отметить нарушения:

  • в части предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии в отсутствие справки об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение;
  • в части не ежемесячного предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии при условии успеваемости и регулярного посещения занятий;
  • в части назначения и расчета пособия по безработице, не за фактическое количество дней безработицы, то есть за период с даты обращения по дату признания гражданина безработным;
  • в части расчета и перечисления пособия по безработице после каждого прохождения безработным гражданином перерегистрации;
  • в части принятия решения об увеличении продолжительности первого периода выплаты пособия по безработице не на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие необходимого страхового стажа, а на основании копии трудовой книжки;
  • в части расчета размера стипендии не за фактическое количество дней профессионального обучения;
  • в части начисления стипендии на основании табеля учебного заведения о посещаемости и справки об успеваемости;
  • в части определения размера и срока выплаты материальной помощи, и назначения материальной помощи за фактическое количество дней безработицы;
  • в части соблюдения максимальных сроков исполнения административных процедур, связанных с формированием ведомости на выплату пособия по безработице, оформлением платежных документов, подписанием указанных документов директором центра занятости населения и направлением их установленным порядком в казначейство и в отделение выплатной организации;
  • и другие.

В ходе проверок были выявлены также факты нарушений требований:

пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части соблюдения условий для выплаты пособия по безработице и стипендии в размере средней заработной платы по региону.

Общая сумма невыплаченных (недоплаченных) средств по выявленным в ходе плановых выездных проверок случаям нарушений прав граждан составила 465,5 тыс. рублей, в том числе в виде:

  • пособия по безработице – 439,1 тыс.рублей;
  • стипендии – 25,2 тыс. рублей;
  • материальной помощи – 1,2 тыс. рублей.

Общая сумма переплаченных средств составила 595,3 тыс. рублей, в том числе в виде:

  • пособия по безработице – 497,0 тыс. рублей;
  • стипендии –66,0 тыс. рублей;
  • материальной помощи – 32,3 тыс. рублей.