Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Обзор исполнения Рострудом государственных функций по надзору и контролю за январь - сентябрь 2014 года

 

В течение января – сентября 2014 года Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд) осуществлено 12 проверок осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, из них:

  • 7 плановых выездных проверок,
  • 5 плановые камеральные (документарные) проверки по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц (далее – Регистр).

Плановые проверки проводились в соответствии с графиком, утвержденным приказом Роструда от 30 декабря 2013 года № 275 «О графике надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2014 год».
Целью плановых надзорно-контрольных проверок является установление соответствия деятельности вышеперечисленных органов службы занятости требованиям следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
а) Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
б) иных нормативных правовых актов в части реализации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.


Плановые выездные проверки


В январе – сентябре 2014 года плановые выездные надзорно-контрольные проверки (далее – выездные проверки) проведены в Тверской, Саратовской, Нижегородской, Иркутской областях, Республике Бурятия, Красноярском и Камчатском крае.
Проверками было охвачено 7 органов исполнительной власти, осуществляющих переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в 7 субъектах Российской Федерации и 75 центров занятости населения (30 % от общего количества центров занятости населения в проверенных субъектах Российской Федерации).

  

В ходе выездных проверок, проведенных за 9 месяцев 2014 года, должностными лицами Роструда было запрошено 30 762 личных дела получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
В результате анализа представленных документов, а также информации, содержащейся в Регистре, выявлено 25 348 фактов нарушений установленных норм и требований законодательства о занятости населения (в среднем в каждом субъекте Российской Федерации, охваченном проверкой, факты нарушений выявлялись во всех запрошенных личных делах), а также 612 гражданин, права которых были нарушены при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Плановые камеральные (документарные) проверки


Плановые камеральные проверки в отчетном периоде проведены в 5 субъектах Российской Федерации: Владимировской, Сахалинской, Ивановской, Курганской и Ярославской областях.
Проверками было охвачено 5 органов исполнительной власти, осуществляющих переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в 5 субъектах Российской Федерации и 96 центров занятости населения (100 % от общего количества центров занятости населения в проверенных субъектах Российской Федерации).
В ходе камеральных проверок, проведенных за 9 месяцев 2014 года, должностными лицами Роструда была рассмотрена информация, содержащаяся в 73 563 электронных личных дел получателей государственных услуг (далее – ЛДПГУ), выявлено 4 790 фактов нарушений установленных норм и требований законодательства о занятости населения (в среднем в каждом субъекте Российской Федерации, охваченном проверкой, факты нарушений выявлялись в 6,5 % рассмотренных ЛДПГУ), а также 94 гражданина, права которых были нарушены при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целом структура нарушений, выявленных в январе – сентябре 2014 года в ходе плановых выездных и камеральных (документарных) проверок, следующая:

  • 89,9 % нарушений при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде выплаты пособия по безработице;
  • 5,5 % нарушений при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (далее – стипендии);
  • 3,5 % нарушений при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде выплаты материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (далее – материальной помощи);
  • 1,1 % нарушений при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости (далее – пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости досрочно).

В ходе проверки соблюдения норм Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) выявлены следующие факты нарушений требований:

  • пункта 1 статьи 28 в части нарушения гарантий социальной поддержки безработных граждан;
  • пункта 2 статьи 3 в части признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице ранее дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих их профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • пункта 2 статьи 16.1 в части соответствия в части соответствия информации, внесенной в Регистр, фактическим результатам работы центров занятости населения и содержанию документов, находящихся в личных делах граждан;
  • пункта 3 статьи 24 в части прекращения выплаты пособия по безработице в связи с трудоустройством на общественные работы безработных граждан, не относящихся к категориям лиц, установленных пунктом 3 статьи 4 Закона о занятости, и для которых оплачиваемые общественные работы не считались подходящей работой;
  • пункта 1 статьи 29 в части определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
  • пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33, статьи 34 в части определения размера и сроков выплаты пособия по безработице;
  • статьи 31 в части определения условий и сроков выплаты пособия по безработице;
  • пункта 1 статьи 32, в части принятия решения об увеличении продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
  • пункта 2 статьи 32, в соответствии с которыми пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, может назначаться безработным гражданам по предложению органов службы занятости при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и при отсутствии возможности для трудоустройства;
  • пунктов 2, 3, 4 статьи 35 в части принятия решений о прекращении либо приостановке выплаты пособия по безработице при отсутствии оснований для данных решений, а также в части применения оснований для принятия решений не производить выплату пособия по безработице.

Среди нарушений требований Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Административный регламент), следует отметить нарушения:

  • в части предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии в отсутствие справки об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение;
  • в части не ежемесячного предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии при условии успеваемости и регулярного посещения занятий;
  • в части расчета и начисления пособия по безработице, не за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным;
  • в части не соблюдения условия расчета и начисления пособия по безработице после прохождения гражданином перерегистрации в качестве безработного;
  • в части принятия решения об увеличении продолжительности первого периода выплаты пособия по безработице не на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие необходимого страхового стажа, а на основании копии трудовой книжки;
  • в части расчета и начисления стипендии не за фактическое количество дней профессионального обучения;
  • в части не соблюдения условия начисления стипендии на основании табеля учебного заведения о посещаемости и справки об успеваемости;
  • в части не соблюдения условия назначения, определения размера и срока выплаты материальной помощи за фактическое количество дней безработицы или профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости;
  • в части превышения максимальных сроков исполнения административных процедур, связанных с формированием ведомости на выплату пособия по безработице, оформлением платежных документов, подписанием указанных документов директором центра занятости населения и направлением их установленным порядком в казначейство и в отделение выплатной организации;
  • и другие.

В ходе проверок были выявлены также факты нарушений требований:
пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части соблюдения условий для выплаты пособия по безработице и стипендии в размере средней заработной платы по региону.
В целом общий объем невыплаченных (недоплаченных) средств по выявленным в ходе плановых проверок случаям нарушений прав граждан составил 1 308 333 рубля 53 копейки, в том числе в виде:

  • пособия по безработице – 1 268 215 рублей 84 копейки;
  • стипендии – 38 122 рубля 38 копеек;
  • материальной помощи – 1994 рубля 62 копейки.

Общий объем средств, выплаченных гражданам в нарушение законодательства о занятости населения (переплата), составил 1 214 789 рублей 33 копейки, в том числе в виде:
пособия по безработице – 1 104 517 рублей 16 копеек;

  • стипендии – 46 262 рубля 80 копеек;
  • материальной помощи – 54 009 рублей 37 копеек.