Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Обзор об исполнении государственной функции осуществления надзора и контроля за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний в I квартале 2012 года

 

В течение I квартала 2012 года Рострудом было проведено 6 проверок осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, из них 5 плановых выездных и 1 внеплановая докуметарная.

Плановые выездные проверки проводились в соответствии с графиком надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2012 год, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2011 года № 317.

Проверками было охвачено 5 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее –органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие), и 31 государственное учреждение службы занятости населения (далее – центры занятости населения).

Плановые выездные проверки в I квартале 2012 года прошли в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Астраханской, Калининградской и Костромской областях.

Предметом проведения плановых выездных проверок являлось осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

  • пособия по безработице;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.

В Вологодской области на основании письменного обращения в Роструд была проведена внеплановая документарная проверка казённого учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца» с целью проверки обеспечения государственных гарантий гражданке, признанной в установленном порядке безработной, в виде пособия по безработице.

По результатам проверок было установлено, что требования законодательства о занятости населения при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в основном соблюдаются.

В ходе проверок должностными лицами Роструда было запрошено и рассмотрено 2235 личных дел получателей государственных услуг в сфере занятости населения и выявлено 1886 фактов нарушений норм и требований законодательства о занятости населения.

В структуре нарушений можно выделить:

  • нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице (48,5 %);
  • нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат в виде стипендииам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (38,0 %);
  • нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат в виде материальной помощи (13,5 %).

В ходе проверки соблюдения норм Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» выявлены следующие факты нарушений требований:

  • пункта 2 статьи 16.1 - несоответствие количественных показателей, содержащихся в разных формах отчетности, в том числе в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, фактическим результатам работы центров занятости населения;
  • пункта 1 статьи 28 в части нарушения гарантий социальной поддержки безработных граждан;
  • пункта 1 статьи 29 в части определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33, статьи 34 в части определения размера и сроков выплаты пособия по безработице;
  •  статьи 31 в части определения условий и сроков выплаты пособия по безработице;
  • пунктов1 и 2 статьи 32, в соответствии с которыми пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости может назначаться безработным гражданам по предложению органов службы занятости при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и при отсутствии возможности для трудоустройства;
  • пунктов 2, 3, 4 статьи 35 в части принятия решений о прекращении либо приостановке выплаты пособия по безработице при отсутствии оснований для принятия данных решений, а также в части применения основания для решения не производить выплату пособия по безработице;
  • пункта 6 статьи 35 в части принятия решений о прекращении выплаты пособия по безработице без обязательного уведомления безработного гражданина;
  • статьи 36 в части назначения материальной помощи гражданам по окончанию срока профессионального обучения гражданина, признанного в установленном порядке безработным.

Среди нарушений требований Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, следует отметить следующие:

  • пунктов 21 и 21.7,  когда государственная услуга в виде выплаты стипендии предоставляется граждану в отсутствие справки об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение;
  • пункта 24 в части ежемесячного предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в период профессионального обучения по направлению центра занятости населения при условии успеваемости и регулярного посещения занятий;
  • пунктов 59 и 61 в части назначения и расчета гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице, за фактическое количество дней безработицы, то есть за период с даты обращения по дату признания гражданина безработным;
  • пункта 60 в части невыполнения административных действий по направлению гражданам письменного уведомления о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты материальной помощи;
  • пункта 73 в части расчета и перечисления пособия по безработице после каждого прохождения безработным гражданином перерегистрации;
  • пункта 83 в части принятия решения об увеличении продолжительности выплаты пособия по безработице в первом периоде гражданину, признанному в установленном порядке безработным, не на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие необходимого страхового стажа, а на основании копии трудовой книжки;
  • пункта 170 в части необходимости ознакомления гражданина с проектом приказа о назначении, размере и сроках выплаты стипендии;
  • пунктов 178, в соответствии с которым расчет размера стипендии осуществляется за фактическое количество дней профессионального обучения;
  • пункта 179, в соответствии с которым ведомость на выплату стипендии должна формироваться не реже одного раза в месяц;
  • пункта 189, в соответствии с которым начисление стипендии производится на основании табеля учебного заведения о посещаемости и справки об успеваемости;
  • пункта 194 в части необходимости ознакомления гражданина с проектом приказа о прекращении государственной услуги в виде выплаты стипендии;
  • пунктов 235 и243 в части определения размера и срока выплаты материальной помощи, и назначения материальной помощи за фактическое количество дней безработицы;
  • пункта 255, в соответствии с которым осуществление административных процедур при предоставлении государственной услуги в виде выплаты материальной помощи от принятия решения о назначении гражданину материальной помощи до ознакомления гражданина с проектом приказа производятся в присутствии гражданина, признанного в установленном порядке безработным;
  • пунктов 257 – 264 в части отсутствия оформления решения в виде приказа о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты материальной помощи в центрах занятости населения, а также направления письменного уведомления о прекращении предоставления государственной услуги в виде материальной помощи;
  • пунктов 277 – 280 в части соблюдения максимальных сроков исполнения административных процедур, связанных с формированием ведомости на выплату пособия по безработице, оформлением платежных документов, подписанием указанных документов директором центра занятости населения и направлением их установленным порядком в казначейство и в отделение выплатной организации.

В ходе проверок были выявлены также факты нарушений требований пункта 8.1 Порядка финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485 в части определения размера материальной помощи безработным гражданам в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период профессионального обучения.

Следует также отметить, что при этом большая часть выявленных нарушений в той или иной мере связана с недостаточным уровнем осуществления текущего контроля со стороны директоров центров занятости населения за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом.

По результатам проведенных проверок Рострудом были выданы 24 предписания, из них:

  • 3 предписания об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие;
  • 17 предписаний об устранении выявленных нарушений директорам центров занятости населения;
  • 4 предписания о привлечении к ответственности должностных лиц центров занятости населения.

Удельный вес количества выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в общем количестве выданных предписаний в I квартале 2012 года составил 83,3 %.

Удельный вес количества выданных предписаний о привлечении к ответственности должностных лиц центров занятости населения, в общем количестве выданныхв I квартале 2012 года предписаний составил 16,7 %.

Рострудом проведен анализ деятельности проверенных органов службы занятости по исполнению предписаний и рекомендаций, указанных в актах проверок, со сроком исполнения в I квартале 2012 года (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская,  Удмуртская, Чеченская Республики, Архангельской, Калужская, Московская и Челябинская области).

Поступление информации об устранении выявленных нарушений соответствовало срокам исполнения, указанным в предписаниях.

Анализ предоставленных документов показал, что в проверенных органах службы занятости проведена большая организационная работа по устранению нарушений: проведены коллегии, общие собрания коллективов, совещания, результаты проверки Роструда доведены до всех центров занятости населения, утверждены планы мероприятий по устранению выявленных нарушений.

В ходе исполнения предписаний активно велась работа по восстановлению нарушенных прав граждан.

Приняты должные меры по выплате задержанного по срокам пособия по безработице (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика).

Произведена доплата пособия по безработице (Архангельская область).

Произведены доплаты стипендии в период профессиональной подгодготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (Калужская область).

Проводилась работа по возвращению необоснованно выплаченных денежных средств при осуществлении социальных выплат, в виде:

  • пособия по безработице (Кабардино-Балкарская Республика, Архангельская, Московская, Калужская, Челябинская области);
  • материальной помощи безработным гражданам (Удмуртская Республика, Архангельская область);
  • материальной поддержки, выплаченной в период участия в общественных работах (Московская область);
  • стипендии в период профессиональной подгодготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения  (Московская, Калужская области).

В субъектах Российской Федерации приняты меры по устранению договорных обязательств, ограничивающих права граждан. Так, например, в Удмуртской Республике изменены формы договоров и утверждена технология работы центра занятости населения по профессиональному обучению безработных граждан. В Архангельской и Челябинской областях разработаны и направлены в центры занятости населения типовые формы договоров по профессиональному обучению безработных граждан.

Проводилась определенная методическая работа. Так, например, в Челябинской области были подготовлены методические рекомендации по структуре затрат на профессиональное обучение безработных граждан, в соответствии с нормативными документами. В Калужской области для специалистов центров занятости населения были подготовлены и направлены методические рекомендации:

  • о принятии решений в отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным;
  • о принятии решения о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

При организации работы по исполнению предписаний в проверенных субъектах Российской Федерации большое внимание уделялось повышению профессионального уровня знаний директоров и специалистов центров занятости населения: проведились учебные занятия, обучающие семинары, осуществлялась проверка знаний законодательства о занятости населения (Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чеченская Республики, Республика Ингушетия, Калужская, Московская, Челябинская области).

По результатам проверок Роструда принимались меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших нарушения как в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие, так и в центрах занятости населения, в виде замечания, выговора, депримирования (Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Чеченская Республики, Калужская, Московская, Челябинская области).

В ряде случаев в ходе контроля за исполнением предписаний Роструд вынужден был запрашивать дополнительную информацию и копии подтверждающих документов (Чеченская Республика, Московская область).

В целом контроль за исполнением предписаний со сроком исполнения в I квартале 2012 году показал удовлетворительное качество представленных материалов по устранению выявленных нарушений. Наиболее качественные материалы о принятых мерах по устранению причин выявленных нарушений поступили из Калужской области.

Настоящий материал подготовлен для использования органами государственной службы занятости населения в своей текущей деятельности в целях практического применения и реализации превентивных мер по устранению нарушений законодательства о занятости насенления.

Роструд заинтересован в получении обратной связи по данному материалу для учета и использования в дальнейшем при подготовке  ежеквартальных обзоров.