Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Обзор исполнения Рострудом функций по надзору и контролю за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным безработными, и контролю за обеспечением социальной поддержки безработных граждан за 9 месяцев 2012 года

 

Обзор об исполнении Федеральной службой по труду и занятости государственных функций по надзору и контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными учреждениями службы занятости населения субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан

за 9 месяцев 2012 года

В течение 9 месяцев 2012 года уполномоченными должностными лицами Роструда проведено 19 надзорно-контрольных проверок осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и осуществления государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан.

Основной формой осуществления надзора и контроля в сфере занятости населения явились плановые выездные проверки (16 проверок), проведенные в соответствии с графиком надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации на 2012 год, утвержденным приказами Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2011 года № 317 и от 17 мая 2012 года № 114.

Кроме того, проведены 2 плановых проверки по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц.

В марте – апреле 2012 года на основании письменного обращения безработной гражданки проведена внеплановая документарная проверка казенного учреждения Вологодской области «Центра занятости населения города Череповца» по вопросу соблюдения государственных гарантий в части выплаты пособия по безработице.

Плановыми проверками было охвачено 17 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, в 17 субъектах Российской Федерации и 117 государственных казенных учреждений службы занятости населения (далее – центры занятости населения).

Предметом проведения плановых проверок являлось:

1) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

  • пособия по безработице;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;

2) обеспечение государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан:

  • выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

В ходе проверок должностными лицами Роструда было рассмотрено 65 664 личных дел получателей государственных услуг в сфере занятости населения и выявлено 78 567 фактов нарушений норм и требований законодательства о занятости населения (в среднем в каждом субъекте Российской Федерации, охваченном проверкой, факты нарушений выявлены в 80,0% рассмотренных личных дел).

В январе – сентябре 2012 года на каждый проверенный центр занятости населения, получивший предписание об устранении нарушений, приходилось около 15 – 16 видов нарушений.

Наибольший удельный вес в общем количестве выявленных нарушений (90,0 %) составили нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Кроме того в структуре нарушений можно выделить нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат в виде стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (7,5 %), материальной помощи (1,5 %), а также нарушения, допущенные при назначении досрочной пенсии по предложению органов службы занятости (1,0%).

В ходе проверки соблюдения норм Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) выявлены следующие факты нарушений требований:

  • пункта 2 статьи 16.1 в части несоответствия количественных показателей, содержащихся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, фактическим результатам работы центров занятости населения;
  • пункта 1 статьи 28 в части нарушения гарантий социальной поддержки безработных граждан;
  • пункта 3 статьи 24 в части прекращения выплаты пособия по безработице в связи с трудоустройством на общественные работы безработных граждан, не относящихся к категориям лиц, установленных пунктом 3 статьи 4 Закона о занятости, и для которых оплачиваемые общественные работы не считались подходящей работой;
  • пункта 1 статьи 29 в части определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33, статьи 34 в части определения размера и сроков выплаты пособия по безработице;
  • статьи 31 в части определения условий и сроков выплаты пособия по безработице;
  • пунктов 1 и 2 статьи 32, в соответствии с которыми пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, может назначаться безработным гражданам по предложению органов службы занятости при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и при отсутствии возможности для трудоустройства;
  • пунктов 2, 3, 4 статьи 35 в части принятия решений о прекращении либо приостановке выплаты пособия по безработице при отсутствии оснований для данных решений, а также в части применения оснований для принятия решений не производить выплату пособия по безработице;
  • пункта 6 статьи 35 в части принятия решений о прекращении выплаты пособия по безработице без обязательного уведомления безработного гражданина;
  • статьи 36 в части назначения материальной помощи гражданам по окончанию срока профессионального обучения гражданина, признанного в установленном порядке безработным.

Среди нарушений требований Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Административный регламент), следует отметить нарушения:

  • в части предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии в отсутствие справки об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение;
  • в части не ежемесячного предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии при условии успеваемости и регулярного посещения занятий;
  • в части назначения и расчета пособия по безработице, не за фактическое количество дней безработицы, то есть за период с даты обращения по дату признания гражданина безработным;
  • в части расчета и перечисления пособия по безработице после каждого прохождения безработным гражданином перерегистрации;
  • в части принятия решения об увеличении продолжительности первого периода выплаты пособия по безработице не на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие необходимого страхового стажа, а на основании копии трудовой книжки;
  • в части расчета размера стипендии не за фактическое количество дней профессионального обучения;
  • в части формирования ведомости на выплату стипендии не реже одного раза в месяц;
  • в части начисления стипендии на основании табеля учебного заведения о посещаемости и справки об успеваемости;
  • в части определения размера и срока выплаты материальной помощи, и назначения материальной помощи за фактическое количество дней безработицы;
  • в части соблюдения максимальных сроков исполнения административных процедур, связанных с формированием ведомости на выплату пособия по безработице, оформлением платежных документов, подписанием указанных документов директором центра занятости населения и направлением их установленным порядком в казначейство и в отделение выплатной организации;
  • и другие.

В ходе проверок были выявлены также факты нарушений требований пункта 8.1 Порядка финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485, в части определения размера материальной помощи безработным гражданам в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период профессионального обучения.

Необходимо отметить, что существенная часть выявленных нарушений связана с недостаточным уровнем осуществления текущего контроля со стороны директоров центров занятости населения за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом.

По результатам проведенных проверок за 9 месяцев 2012 года Рострудом подготовлено и вручено:

136 предписаний, включая:

  • 15 предписаний об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 89 предписаний об устранении выявленных нарушений директорам государственных учреждений центров занятости населения;
  • 32 предписания о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения (2 предписания о привлечении к ответственности должностного лица органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, 24 предписания о привлечении к ответственности директоров государственных учреждений службы занятости населения, 6 предписаний о привлечении к ответственности главных бухгалтеров центров занятости населения).

Удельный вес количества выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в общем количестве выданных предписаний за 9 месяцев 2012 года составил 76,5 %.

Удельный вес количества выданных предписаний о привлечении к ответственности должностных лиц центров занятости населения, в общем количестве выданных за 9 месяцев 2012 года предписаний составил 23,5 %.

Рострудом проведен анализ документов, подтверждающих исполнение предписаний со сроками исполнения в январе – сентябре 2012 года (Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Удмуртская и Чеченская Республики, Республики Дагестан, Ингушетия, Мордовия, Северная Осетия (Алания) и Башкортостан, Ставропольский край, Архангельская, Вологодская, Калужская, Костромская, Московская, Челябинская, Астраханская, Амурская и Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Анализ представленных документов показал, что в проверенных регионах проведена большая организационная работа по устранению нарушений: разработаны и реализуются планы мероприятий по устранению нарушений, результаты проверок доведены до всех центров занятости, итоги проверок обсуждены на общих собраниях коллективов.

В центрах занятости организованы и проведены собственные проверки личных дел безработных граждан. Так, в результате повторной собственной проверки, безработным гражданам перечислено полагающееся пособие по безработице (Кабардино-Балкарская Республика).

Внесены изменения в осуществление текущего контроля, определен перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль (Кабардино-Балкарская, Чеченская Республики).

В целях повышения профессионального уровня специалистов, непосредственно оказывающих государственные услуги, проведены учебные занятия, проверка знаний, аттестация (Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чеченская Республики, Республики Дагестан, Ингушетия, Башкортостан, Ставропольский край, Архангельская, Калужская, Костромская, Московская, Челябинская, Амурская области).

В целях повышения эффективности текущего контроля за соблюдением последовательности действий (административных процедур) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, учебные занятия проведены также с директорами и главными бухгалтерами центров занятости населения (Амурская область).

Разработаны и направлены в центры занятости методические рекомендации по выплате пособия и признании граждан безработными, выплате стипендии, по соблюдению требований к структуре затрат, типовые формы договоров по профессиональному обучению (Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Мордовия, Ставропольский край, Архангельская, Калужская, Челябинская области).

Проведена работа по восстановлению нарушенных прав граждан при осуществлении социальных выплат (произведено начисление и перечисление, доплата социальных выплат; перечислены неправомерно задержанные выплаты) (Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики, Республики Мордовия и Башкортостан, Ставропольский край, Архангельская, Калужская, Костромская, Московская, Амурская области).

Проводилась работа по возвращению необоснованно выплаченных денежных сумм в виде пособия по безработице, материальной помощи (Кабардино-Балкарская, Удмуртская. Чеченская Республики, Республики Дагестан, Мордовия, Башкортостан, Ставропольский край, Калужская, Костромская, Московская, Челябинская, Амурская области).

Во всех проверенных Рострудом органах службы занятости принимались меры привлечения к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и центров занятости в виде замечаний, выговоров, в ряде случаев – снижения размеров премии, увольнения с занимаемой должности.

В ряде случаев в ходе контроля за исполнением предписаний Роструд вынужден был запрашивать дополнительную информацию и копии подтверждающих документов (Кабардино-Балкарская, Чеченская Республики, Вологодская, Московская области).

В целом анализ контроля за исполнением предписаний со сроком исполнения в январе – сентябре 2012 года показал удовлетворительное качество предоставляемых материалов по исполнению предписаний. Наиболее качественные материалы о принятых мерах по устранению причин выявленных нарушений поступили из Калужской, Костромской и Амурской областей.

Настоящий материал подготовлен для использования органами государственной службы занятости населения в своей текущей деятельности в целях практического применения и реализации превентивных мер по устранению нарушений законодательства о занятости населения.

Роструд заинтересован в получении обратной связи по данному материалу для учета и использования в дальнейшем при подготовке ежеквартальных обзоров.