Подписка на новости
Ваш адрес электронной почты:
ОПРОС
  1. Какие каналы получения информации о деятельности инспекций труда Вы выбираете?
Печать

Обзор исполнения Рострудом функций по надзору и контролю за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным безработными, и контролю за обеспечением социальной поддержки безработных граждан за 2012 год

 

Обзор исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственных функций по надзору и контролю за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и контролю за обеспечением государственных гарантий

в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан за 2012 год

В течение 2012 года уполномоченными должностными лицами Роструда проведено23надзорно-контрольных проверки осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и осуществления государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан, в том числе

  • 19 плановых выездных проверок,
  • 2 плановых проверки по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц,
  • 1 внеплановая камеральная проверка осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными учреждениями центрами занятости населения Российской Федерации путем анализа данных, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц (далее – внеплановая камеральная проверка) (проверке подлежали все личные дела безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в государственных учреждениях центрах занятости населения 82 субъектов Российской Федерации и города Байконура),
  • 1 внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения государственных гарантий в части выплаты пособия по безработице, проведенная на основании письменного обращения безработной гражданки.

Плановыми проверками был охвачен 21 орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее – органы службы занятости), и 147 государственных учреждений службы занятости населения (далее – центры занятости населения).

Предметом проведения плановых проверок являлось:

1) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

  • пособия по безработице;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;

2) обеспечение государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан:

  • выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

В ходе плановых проверок должностными лицами Роструда было рассмотрено 67 518 личных дел получателей государственных услуг в сфере занятости населения и выявлено 80 068 фактов нарушений норм и требований законодательства о занятости населения (в среднем в каждом субъекте Российской Федерации, охваченном проверкой, факты нарушений выявлены в 72,0% рассмотренных личных дел; на каждый проверенный центр занятости населения, получивший предписание об устранении нарушений, приходилось около 15 – 16 видов нарушений).

Следует отметить, что около 90,0 % рассмотренных личных дел рассмотрено в ходе проверок по данным, содержащимся в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения физических лиц, которые проводились без выезда, т.е. с использованием дистанционной формы контроля.

Наибольший удельный вес в общем количестве выявленных нарушений (91,0 %) составили нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Кроме того в структуре нарушений можно выделить нарушения, допущенные при осуществлении социальных выплат в виде стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (6,0 %), материальной помощи (1,5 %), а также нарушения, допущенные при назначении досрочной пенсии по предложению органов службы занятости (1,5%).

В ходе проверки соблюдения норм Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) выявлены следующие факты нарушений требований:

  • пункта 2 статьи 16.1 в части несоответствия количественных показателей, содержащихся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, фактическим результатам работы центров занятости населения;
  • пункта 1 статьи 28 в части нарушения гарантий социальной поддержки безработных граждан;
  • пункта 3 статьи 24 в части прекращения выплаты пособия по безработице в связи с трудоустройством на общественные работы безработных граждан, не относящихся к категориям лиц, установленных пунктом 3 статьи 4 Закона о занятости, и для которых оплачиваемые общественные работы не считались подходящей работой;
  • пункта 1 статьи 29 в части определения размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
  • пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33, статьи 34 в части определения размера и сроков выплаты пособия по безработице;
  • статьи 31 в части определения условий и сроков выплаты пособия по безработице;
  • пунктов 1 и 2 статьи 32, в соответствии с которыми пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, может назначаться безработным гражданам по предложению органов службы занятости при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно, и при отсутствии возможности для трудоустройства;
  • пунктов 2, 3, 4 статьи 35 в части принятия решений о прекращении либо приостановке выплаты пособия по безработице при отсутствии оснований для данных решений, а также в части применения оснований для принятия решений не производить выплату пособия по безработице;
  • пункта 6 статьи 35 в части принятия решений о прекращении выплаты пособия по безработице без обязательного уведомления безработного гражданина;
  • статьи 36 в части назначения материальной помощи гражданам по окончанию срока профессионального обучения гражданина, признанного в установленном порядке безработным.

Среди нарушений требований Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Административный регламент), следует отметить нарушения:

  • в части предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии в отсутствие справки об успеваемости гражданина, направленного центром занятости населения на профессиональное обучение;
  • в части не ежемесячного предоставления государственной услуги в виде выплаты стипендии при условии успеваемости и регулярного посещения занятий;
  • в части назначения и расчета пособия по безработице, не за фактическое количество дней безработицы, то есть за период с даты обращения по дату признания гражданина безработным;
  • в части расчета и перечисления пособия по безработице после каждого прохождения безработным гражданином перерегистрации;
  • в части принятия решения об увеличении продолжительности первого периода выплаты пособия по безработице не на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие необходимого страхового стажа, а на основании копии трудовой книжки;
  • в части расчета размера стипендии не за фактическое количество дней профессионального обучения;
  • в части формирования ведомости на выплату стипендии не реже одного раза в месяц;
  • в части начисления стипендии на основании табеля учебного заведения о посещаемости и справки об успеваемости;
  • в части определения размера и срока выплаты материальной помощи, и назначения материальной помощи за фактическое количество дней безработицы;
  • в части соблюдения максимальных сроков исполнения административных процедур, связанных с формированием ведомости на выплату пособия по безработице, оформлением платежных документов, подписанием указанных документов директором центра занятости населения и направлением их установленным порядком в казначейство и в отделение выплатной организации;
  • и другие.

В ходе проверок были выявлены также факты нарушений требований:

  • пункта 8.1 Порядка финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485, в части определения размера материальной помощи безработным гражданам в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период профессионального обучения;
  • пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части соблюдения условий для выплаты пособия по безработице и стипендии в размере средней заработной платы по региону.
  • пункта 7 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 847н, в части отсутствия сведений о датах перерегистрации безработного гражданина в личном деле
  • пункта 18 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875, в части выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах без справки о фактически отработанном времени.

Внеплановая камеральная (документарная) проверка проводилась в целях установления соответствия деятельности органов службы занятости населения Российской Федерации требованиям Закона о занятости населения и иных нормативных правовых актов в части реализации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченными должностными лицами Роструда были проверены все личные дела безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в 2 142 государственных учреждениях центрах занятости населения (100 % от общего количества центров занятости населения) 82 субъектов Российской Федерации и города Байконура, на предмет наличия задолженности центров занятости населения по выплате пособия по безработице в 2012 году.

В ходе внеплановой камеральной проверки было установлено 1 852 факта отсутствия в электронных личных делах безработных граждан, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, информации о перечислении начисленного в 2012 году пособия по безработице на общую сумму 3 040,3 тыс. рублей:

- 773 гражданам пособие по безработице на общую сумму 1 881,1 тыс. рублей было выплачено до осуществления внеплановой проверки (данные о произведенных выплатах были внесены в Регистр в ходе проведения проверки);

- 983 гражданам пособие по безработице на общую сумму 1 078,8 тыс. рублей было выплачено в ходе проведения проверки, а данные внесены в Регистр;

- 89 гражданам пособие по безработице на общую сумму 54,6 тыс. рублей выплачено не было;

- 7 гражданам пособие по безработице было начислено ошибочно.

Необходимо отметить, что существенная часть выявленных нарушений связана с недостаточным текущим контролем со стороны директоров центров занятости населения за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, а также невнимательностью, проявляемой работниками центров занятости населения при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными осуществлении.

По результатам проведенных проверок за 2012 год Рострудом было составлено 105 актов о результатах проведения проверок,подготовлено и вручено 230 предписаний, включая:

  • 21 предписание об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • 166 предписаний об устранении выявленных нарушений директорам государственных учреждений центров занятости населения;
  • 43 предписания о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения (3 предписания о привлечении к ответственности должностного лица органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, 32 предписания о привлечении к ответственности директоров государственных учреждений службы занятости населения, 8 предписаний о привлечении к ответственности главных бухгалтеров центров занятости населения).

Удельный вес количества выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в общем количестве выданных предписаний в 2012 году составил 81,3%.

Удельный вес количества выданных предписаний о привлечении к ответственности должностных лиц органов службы занятости и центров занятости населения, в общем количестве выданных в 2012 году предписаний составил 18,7%.

Следует отметить, что при осуществлении надзорно-контрольных проверок основные усилия были направлены на выявление фактов нарушения прав граждан.

Основным результатом проведенных проверок является восстановление гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав граждан, а именно получения безработными социальных выплат.

По состоянию на 29 декабря 2012 года, восстановлены права 589 граждан, произведены доплаты на общую сумму 1 113,4 тыс. рублей.

Еще одним результатом проведения надзорно-контрольных проверок является принятие органами службы занятости населения мер по организации и проведению комплекса мероприятий, направленных на выявление и предупреждение нарушений, допускаемых при осуществлении социальных выплат, а также восстановление нарушенных прав безработных граждан в части обеспечения государственных гарантий по социальной поддержке:

  • в ходе исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений органами службы занятости населения проводятся самостоятельные проверки, результатом которых также является восстановление нарушенных прав граждан (в Амурской области восстановлены права 9 граждан на сумму 39,4 тыс. рублей; в Ямало-Ненецком автономном округе – права 12 граждан на сумму 105,2 тыс. рублей);
  • проводится анализ размещаемых на официальном сайте единого портала Федеральной службы по труду и занятости итогов проведения надзорно-контрольных проверок в субъектах Российской Федерации, обзоров исполнения Рострудом государственных функций по надзору и контролю в сфере занятости населения с целью использования в своей текущей деятельности, практического применения и реализации превентивных мер по устранению нарушений;
  • проводится большая организационная работа по устранению нарушений (разработаны и реализуются планы мероприятий по устранению нарушений, результаты проверок доводятся до всех центров занятости населения, итоги проверок обсуждаются на общих собраниях коллективов);
  • в целях повышения профессионального уровня специалистов, непосредственно оказывающих государственную услугу по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, проводятся учебные занятия, семинары, стажировка специалистов, тестирование директоров центров занятости населения на знание административных регламентов и законодательства о занятости населения.

Настоящий материал подготовлен для использования органами государственной службы занятости населения в своей текущей деятельности в целях практического применения и реализации превентивных мер по устранению нарушений законодательства о занятости населения.

Роструд заинтересован в получении обратной связи по данному материалу для учета и использования в дальнейшем при подготовке ежеквартальных обзоров.